ГРИЗОНТ
в_о_з_м_о_ж_н_о_г_о_______________________________ [ < ] [ оглавление ] [ > ]

От автора: Первоначально я делал перевод статьи с этого сайта, которая в большей части есть очень сжатый протокол собрания. Пытаясь придать переводу более-менее мягкую форму, я увлекся процессом и начал привносить в текст элементы рассказа в стиле Уэллса или Конан Дойля... Получалось оригинально, а исправлять не захотелось. В общем, я решил все оставить как есть, но назвать переводом это вряд ли теперь можно.

Заседание общества
благородных джентльменов


О специальном заседании
Британского Межпланетного Общества
1973 г.

В самом начале 1973 года, а именно 10 января, в Лондоне состоялось специальное открытое заседание Британского Межпланетного Общества (British Interplanetary Society, коротко BIS). Помимо приглашенных на нем могли присутствовать все желающие, поэтому, примерно 120 человек почтили собрание своим вниманием.
На повестке дня стояла необычная тема. Небольшая инициативная группа Общества вынесла на обсуждение вопрос: насколько реализуема с инженерной точки зрения идея автоматической исследовательской экспедиции к соседней звезде?
Мысль создать рабочую группу из заинтересованных членов Общества первоначально возникла у Алана Бонда (Alan Bond) еще в 1972 году.
Интерес к теме был не случает. В начале 70-х проблема связи с инопланетными цивилизациями - CETI (Communications with Extraterrestrial Intelligence) вызывала большой интерес и энтузиазм в научном сообществе. Конечно, внимание ученых было главным образом сосредоточено на установки радиоконтакта с обитателями других звезд. О прямом контакте или полете туда речи не шло. Упор делался на то, что теперь, благодаря радиоастрономии, человечество имеет возможность обнаружить существование чужую разумную жизнь на невообразимо большом расстоянии от нас. Эта перспектива впечатляла и заставляла искать оригинальные идеи и подходы.
Но Алан Бон, член Британского межпланетного общества, вынашивал более смелую мысль. Он был уверен, что Человек теперь обладает как достаточными научными знаниями, так и необходимым уровнем технологии, чтобы уже прямо сейчас спроектировать вполне реалистичный беспилотный разведывательный зонд для пролета мимо одной из ближайших звезд. Бонд уверял, что для этого нет необходимости искать и использовать радикально новые научные концепции или ждать развития уже существующих идей в отдаленном будущем. Эту мысль он поначалу приватно обсудил с некоторыми членами Общества. Когда же идея получила одобрение и поддержку, было принято решение провести открытое заседание на эту тему. Организаторы надеялись очертить общий контур проекта: цель, схема привода, методы управления, оценить вопросы, связанные с электроникой и прочее и прочее.
10 января 1973 года собрание Общества состоялось.
Алан Бонд взял вступительное слово и изложил присутствующим свое видение будущего проекта. Он сказал, что хотя уже написано немало специальных статей посвященных проектам и нюансам межзвездного путешествия, все же необходимо более глубокое и детальное изучение вопроса. Насколько такая экспедиция на самом деле осуществима? Мистер Бонд подчеркнул, что если мы собираемся анализировать эту задачу, то для тщательной проработки следует выбрать самую простую миссию - звездный флай-бай (flyby, "пролет", изучение космического объекта прохождением зонда мимо нее без торможения). Для столь относительно скромной задачи, нужно оценить массу и объем полезной нагрузки, сложность управления и навигации. Но, прежде всего, необходимо рассмотреть различные схемы привода и выбрать из них наиболее подходящую для детального проектирования. По его соображениям, идея двигателя должна быть реализуемой в ближайшее время и обеспечить пролет корабля через систему звезды Барнарда (удаленной от нас примерно на 6 световых лет) через 30-40 лет с момента старта экспедиции. Такой срок полета был бы вполне разумен, заметил Бонд. В таком случае некоторые из наиболее молодых специалистов, кто примут участие в проекте с момента его запуска, будут все еще живы, когда цель экспедиции будет достигнута. Тогда, полагал докладчик, экспедиция сохранит некую целостность, непрерывность. Конечно, сейчас о запуске такого корабля никто не говорит. Но проектировщики должны исходить из того, что начало работ по реализации такой экспедиции "в металле" начнется не позже чем в конце следующего, XXI столетия.
Мы прикинули, сказал мистер Бонд, что в процессе разгона полезная нагрузка должна приобрести приблизительно 15% от скорости света и с этой скоростью наш зонд должен начать приближаться к цели. Встреча должна состоятся приблизительно на рассеянии 70 астрономически единиц. Без торможения корабль-исследователь пройдет мимо цели и в течение короткого времени сделает все необходимые измерения, после чего передаст результаты на Землю. Но даже столь простая миссия, сказал Бонд, будет непростой инженерной задачей и потребует от Общества несколько лет тщательного проектирования и анализа.

Следующим выступил доктор Тони Мартин (Tony Martin). В своем докладе он сосредоточился на анализе идеи межзвездного привода. Сначала он описал доступные и мыслимые систем ракетных двигателей для подобного корабля. Рассматривая их, доктор систематически сузил число возможных решений до единственного решения, по мнению инициаторов, подходящего для целей миссии.
Он начал с того, что управляемые ядерные процессы могут быть использованы в двух типах двигателей. Термическая ядерная ракета и электроракетный привод с питанием от ядерного реактора. Первый тип ограничивается допустимой температурой, а в итоге и скоростью истечения рабочей массы, другой - максимальной тягой. Например, электроракетный двигатель, который бы использовал ядерный реактор в качестве источника электроэнергии, имеет очень большую массу оборудования для преобразования ядерной энергии в электричество. Как следствие, такой двигатель всегда будет обеспечивать кораблю очень небольшое ускорение. Это, в конце концов, приведет к тому, что потребуются столетия, чтобы полезный груз достиг нужной скорости, и он явно не годятся для использования в данном случае.
Нужной величины тяги можно добиться в чисто термических ядерных двигателях типа NERVA. Это двигатель первого типа, где энергия, выделяемое ядерной реакцией, в виде тепла прямо передается рабочей массе. Но очень низкая скорость истечения этой массы (приблизительно 10 км/c) фатально означает, что количество топлива для разгона до нужной скорости - невообразимо огромно. Такой двигатель для межзвездной миссии тем более непригоден.
В отношении гипотетического фотонного двигателя доктор Мартин заметил, что дабы фотонная ракета имела ускорение 1g воображаемый двигатель должен вырабатывать мощность, не менее 3 ГВатт на один килограмм массы корабля. Всю эту энергию следует отразить от зеркала звездолета с фантастической отражательной способностью, если вы не хотите чтобы то мгновенно испарилось. Это гипотетическое зеркало должно поглощать не более чем 1 миллионную часть этой энергии. Только очень теоретическое зеркало из электронного газа, возможно, смогло бы это сделать, хотя и это вызывает огромные сомнения.
Остаются две заключительные возможности, подвел промежуточный итог доктор Мартин. Прежде всего, это так называемая, "межзвездная прямоточка" или рамджет (ramjet). Хотя у этой идеи есть хорошие шансы в будущем, но сейчас этот тип привода имеет ряд теоретически нерешенных проблем и мы не готовы приступить к ее инженерной оценке. Пока мы не можем себе представить, что подобное транспортное средство могло бы из себя представлять.
Первая и главная проблема "прямоточки" (констатировал доктор Мартин) в том, как построить гигантскую и легкую воронук-сборщик для крайне разряженного межзвездного водорода с плотностью всего 1 атом на кубический сантиметр космического пространства? Это очень трудная задача. Если использовать магнитное поле, то оно будет отражать назад в космос собранные частицы. Но даже если эту проблему как-то можно преодолеть, то силовые нагрузки на катушку, генерирующую сверхмощное магнитное поле-совок, неизбежно будут разрывать ее. Эти нагрузки окажутся настолько колоссальны, что их преодоление - вне наших теперешних технологических возможностей и известных нам материалов.
Так постепенно доктор Мартин приблизился к единственной системе привода, которая, по мнению инициаторов проекта, в ближайшее время выглядит как практически осуществимая с одной стороны и вполне применимой для реализации предполагаемой межзвездной миссии с другой. Это импульсный ядерный ракетный двигатель. Подобное устройство работает, взывая маленькие ядерные бомбы позади корабля и получая импульс от расширяющихся продуктов взрыва. Так как бомбы маленькие, реакцию в них следует поджигать потоками мощных лазерных лучей или электронными пучками. Чтобы эффективней использовать энергию взрывов их нужно производить в центре магнитной ловушки специальной формы. Это не только сделает использование энергии взрывов более эффективной, но и снизит тепловую и радиационную нагрузку на систему защиты корабля до конструктивно приемлемых величины.

На рисунке показана схема лазерного ТЯРД, выполненная в соответствии с разработками Р. Хайда, Л. Вуда и Дж. Наколлса (R. Hide, L. Wood & J. Nuckolls) (1972 г.). Камеру сгорания (КС) ТЯРД образуют два соосных сверхпроводя­щих соленоида - малого диаметра с высокой напряжен­ностью магнитного поля (1) и большого диаметра с мень­шей напряженностью (2). Из термоядерного топлива (3), которое в межзвездном пространстве может храниться без баков, в специальных установках (4) изготавливают­ся мишени массой 0,1-1,0 г. С помощью линейного маг­нитного ускорителя (5) мишени подаются в магнитный фокус КС (6) и поджигаются лучами многоканального га­зового лазера (7) фокусируемыми зеркалами (8). Боль­шая часть образовавшейся высокоионизированной плаз­мы выталкивается магнитным полем по оси КС, сущест­венно меньшая уходит в противоположном направлении в так называемый "конус потерь" и поглощается охлаждае­мой защитой (9). Электроэнергия для накачки лазеров и устройств подачи мишеней обеспечивается соленоидами (10), ориентированными на точку горения. Расширяюща­яся плазма деформирует магнитное поле, и его изме­нение генерирует ток в этих соленоидах. Все элементы ТЯРД либо нагреваются излучением из зоны термоядер­ного горения, либо сами являются мощными источниками тепла, поэтому самыми большими по размеру элемента­ми двигателя являются радиаторы (11). Они могут быть выполнены на основе тепловых трубок либо по более эф­фективным схемам капельных или пылевых радиаторов. Жесткость конструкции обеспечивается трубчатыми си­ловыми элементами (12).
(из статьи И. Моисеева "Двигатели для межзвездных перелетов" PK 10. 2007г.)

В качестве наиболее вероятного термоядерного топлива можно рассматривать две реакции синтеза. Дейтерий-тритиевую и гелия-3 с дейтерием. Но только последняя реакция дает низкое нейтронное излучение. И именно на таком типе топлива, подвел итого доктор Мартин, можно достигнуть скорость более чем 10 000 км/c что вполне достаточно для успешного выполнения поставленной миссии.

Следующий докладчик, мистер Джеймс Стронг (James Strong), сосредоточил свое внимание на проблемах управления кораблем и межзвездной навигации. Он сообщил, что эти задачи облегчаются в силу небольшой скорости судна (относительно скорости света). Стронг заверил собравшихся, что ни одно из следствий теории относительности не будет серьезно влиять во время полета. Докладчик отметил, что с точки зрения навигации, перемещение между звезд вполне осуществимая задачи и необходимая точность управления межзвездным полетом ему не кажется какой-то теоретически сложной проблемой. Конечно, уточнил мистер Стронг, понадобится незначительная часть топлива маршевого двигателя в середине пути для корректировки курса чтобы получить наиболее выгодную траекторию пролета возле звезды в зависимости от положения интересующих нас планет в момент прибытия к цели.
Далее он сказал, что в теории все управление полетом вполне можно предоставить автопилоту. Это предусматривает, что при приближении к цели, после тридцатилетия бездействия, или около того, он активизирует себя, развернет датчики, антенны связи и полностью будет готов к встрече с объектом исследования.
При разработке автоматической системы управления полетом мы не должны по идеи столкнуться с какой-либо непреодолимой фундаментальной проблемой. Тем более что полное испытание системы можно провести задолго до старта, расположив корабль на околосолнечной орбите, а контроль над ходом испытаний можно осуществлять со стороны людей-наблюдателей, до тех пор, пока не наступит время старта миссии.

Последним докладчиком был мистер Тони Лавтон (Tony Lawton) и он попробовал вернуть энтузиастов на землю. Лавтон указал на ограниченную устойчивость полупроводников к космическим лучам. Доза радиации полученная на скорости 15% света относительно межзвездной среды вывела бы из строя современные электронные устройства значительно быстрей, чем запланированные 30 лет. Хотя будущие достижения обещают прорыв в этой области, все равно, проблема будет требовать тщательного исследования. Так же, заметил Лавтон, следует понимать трудности связи между кораблем и Землей. Для передачи полученных данных главной сложностью станет, конечно же, гигантское расстояние. Поэтому потребуется передатчик мощностью несколько сотен мегаватт или нужно будет нести на борту очень большую направленную антенну. В любом случае проблемы, которые надо преодолеть, чтобы передать результанты исследований будут значительными.
Межзвездная праямоточка (рамаджет), заметил в заключение своего доклада мистер Лавтон, была бы предпочтительней с точки зрения именно электроники. Магнитный совок, собирал бы газ по курсу и тем самым обеспечивал бы защиту электроники от радиации возникающий в процессе движения через межзвездную среду. Если бы рамджет оказался инженерно реализуемой идеей, то время полета можно было бы сократить чуть ли не до 6 лет. Электроника осталась бы жива за этот срок.

По завершению запланированных докладов, среди участников собрания развернулось живое обсуждение. Наибольший интерес вызывали две главные темы: "какой вид привода будет наилучшим" и "зачем здесь на Земле нам это нужно?"
Секретарь Общества мистер Леонард Картер (Leonard Carter) начал с вопроса о том как ядерная импульсная ракета будет управляться по направлению и почему, собственно, звезда Барнарда выбрана в качестве цели миссии?
На первую часть вопроса мистер Бонд ответил, что управление тягой можно осуществить, изменяя положение амортизаторов, которые должны поглощать энергию от взрывов микробомб. А мистер Клевер добавил, что на таком вот корабле (и это достаточно просто обеспечить) должны быть ракетные двигатели ориентации которые повернут его в нужную сторону, после чего основной двигатель продолжит разгон коробя в новом направлении. То есть особых проблем с управлением у такого ракетного двигателя нет.
На вторую часть вопроса ответил доктор Мартин. Он объяснил, что выбор в качестве цели звезды Барнарда был сделан достаточно произвольно и исключительно из предположения (которое спустя десятилетие было опровергнуто), что там есть интересная планетная система. Бонд добавил, что они рассуждали следующим образом: если миссия достигнет этой конкретной звезды, тогда и более легкие цели, например, полет к системе Альфе Центавре, так же могут быть достигнуты подобным способом. Более сложные цели куда более затруднительны из-за длительности полета к ним. На существующем уровне знаний кажется, что их можно будет достигнуть за счет более тяжелых импульсных кораблей.
Кто-то из докладчиков добавил, что к тому времени, когда такая миссия будет предпринята реально, людям станет много больше известно о планетных системах у других звезд за счет наблюдений через телескопы, которые к тому времени уже будут расположены в космосе. Тогда выбор цели будет куда менее произвольным, чем теперь.
Доктор Паркинсон (R.C. Parkinson) предложил добавить в список возможных идей привода еще одну идею-кандидата. Лазерный парус. Согласно этой схеме лазер огромной мощности установленный на орбите направлял бы поток фотонов на очень легкий и тонкий зеркальный парус, который бы отражал их. В результате парус будут ускоряться по направлению луча, пока дальнейшее увеличение скорости будет выгодно. Паркинсон признал, что в такой схеме привода мы будем иметь проблемы с высокой температурой и механическими нагрузками на парусе. Однако факт того, что здесь не надо нести на борту источники энергии, систему привода и топливо, делает идею достаточно заманчивой. И он заверил: экспертиза данного варианта заслуживает внимания инженеров.
Некоторые из собравшихся заявили, что Общество должно заглядывать в своих планах гораздо дальше, чем возможности современных технологий, и защищали необходимость в процессе проектирования все же сделать упор на идею межзвездной прямоточки (рамджет). Но Мартин и Борн убедили всех, что импульсная ракета является единственной системой, которая может быть достаточно хорошо в настоящее время инженерно проработана и изучена. Однако и они, в конце концов, согласились, что некоторые усилия сделает потратить и на рассмотрение перспектив прямоточки.
Мистер Лавтон предложил разместить на борту миссии простые средства, с помощью которых зонд мог бы оповестить любую разумную жизнь, которая могла бы там оказаться, о своем прибытии. Например, зонд мог бы, пролетая мимо цели, распылить большое люминесцентное облако хорошо видимое наблюдателю. Кроме того, на борту должны быть некоторое послание наподобие того, что установлено на "Пионере-10" чтобы идентифицировать зонд как посланника планеты Земля (Более детальные золотых дисков "Вояджеров" тогда еще не существовало).

Лунный космический корабль Британского Межпланетного Общества 1939 г. В носовой части цилиндрической ракеты-носителя размещена герметизированная кабина экипажа; двойные стенки кабины обеспечивают надежную теплоизоляцию и уменьшают опасность пробоя метеоритами. Для членов экипажа предусмотрены три спрофилированных по контуру фигуры кресла. 2490 твердотопливных ракетных двигателя размещены в виде сот. Тормозные ракетные двигатели создают необходимую при посадке тягу, а выдвижные опоры смягчают удар при посадке. Для точного регулирования тяги используются жидкостные ракетные двигатели.
Взято из книги К.Гэтленд "Космическая техника". 


В процессе обсуждения не обошлось без дискуссия о уместности такого проектирования вообще. Мистер Клевер заметил, что для Общества проектировать такого рода корабль сейчас будет много сложней, чем в конце 30-х проектировать миссию на Луну (Общество действительно занималось таким перспективным проектом тогда). Конечно, пояснил он, как и теперь, в то время мы тоже не имели всех необходимых научных и технических знаний для такого рода разработок. Но, например, ракеты на твердом топливе существовали уже много лет, поэтому проектирование экспедиции на Луну тогда был только вопросом соединения воедино многих уже существующих разумных идей. Для полета же к звездам, убеждал Клевер, нам все равно понадобятся новые научные и инженерные достижения. Ведь что там не говори, управляемая термоядерная реакции без инициации ядерной бомбой пока еще не запущена. Поэтому он высказал следующую мысль: изучение вопроса Обществом будет несомненно ценным мероприятием и непременно должно быть выполнено. Однако, настаивал Клевер, следует ожидать, что технология будущего столетие будет для нас очень необычной и странной, как транзисторы для Ньютона. Поэтому он подозревает, что если межзвездная экспедиция когда-либо и состоится на самом деле, то это будет осуществлено не теми средствами, о которых мы теперь знаем и здесь обсуждаем.
На это мистер Картер ответил, что в отношении технических аспектов мистер Клевер во многом и прав, но ныне существующее человеческое сообщество гораздо более восприимчиво для такого рода проектов, чем тогда. Он утверждал, что концепция полета на Луну в 30-х годах даже среди ученых вызывала большой скепсис и встречала куда больше препятствий, чем теперешняя экстраполяция уже реальных межпланетных полетов на межзвездное путешествия.

В процессе обсуждения выдвигался ряд самых разных инженерных идей.
Так некоторые члены Общества предположили, что импульсы от маршевого двигатель мог бы быть использованы для кодирования информации и передачи ее на Землю. Но мистер Лавтон сказал что, по его мнению, это будет непрактично. Необходимый поток данных такой передатчик обеспечить никак не сможет.
При ответе на вопрос по поводу стоимости такой межзвездной экспедиции и источников ее финансирования, доктор Паркинсон пояснил, что в следующем столетии население планеты удвоится и подобного рода сверхдорогой научный проект мог бы быть осуществлены не только для расширения наших знаний, но и ради решения проблемы занятости или по другим геополитическим причинам.
(Достаточно наивная уверенность. Но следует учитывать: человечество тогда находилось на пике своих достижений. А первый серьезный удар по наивной вере людей в прогресс - энергетический кризис - еще только будет в этом же 1973 году ).
Участники пришли к соглашению, что работы по изучению возможности межзвездного корабля так же должны включать рассмотрение всех аспектов и задача которые следует выполнить при пролет миссии мимо цели. Требовалось установит насколько такой пролет будет эффективен с точки зрения сбора ценной научной информации (о научном триумфе "Вояджеров" тогда мало кто мог мечтать). Возник вопрос и в связи с полным делегированием судьбы миссии компьютеру. Ставит ли успех миссии под угрозу такой тип управления или наоборот? (вопрос о создании ИИ считался тогда почти техническим. И бунт HAL-9000 в "Одисея-2001" Кларка-Кубрика, серьезно будоражил умы научной общественности). Так же остается неясных один из главнейших вопросов проекта - минимальный объем и вес полезной нагрузки.
Поскольку работы над проектом должны будут охватить множество разных областей знаний, собрание решило, что потребуется поддержка проекта от многих заинтересованных участников. Было решено, что понадобится три основных уровня приложения усилий. Во-первых, потребуются те, кто смогут себе позволить тратить разумное количество личного времени на координацию проекта и интеграцию отдельных результатов исследований в единое целое. Далее (и это будет наиболее обширная исследовательская работа) потребуются усилия тех, кто смогут выполнять небольшие технические работы. В них волонтеры найдут детальное аналитическое решение тем идеям, которые ставились им как узкие задачи или проблемы. Наконец все еще важными для проекта будут те члены Общества, кто способны делать предложения по новым идеям в области межзвездного полета, хотя для таких идей время не настало или у нас нет достаточных знаний.
Мы надеемся, заявила в заключении инициативная группа, что многие члены Общества примут посильное участие в этом предприятии и, по возможности, будут помогать в поисках материалов из источников, непосредственно не связанных с Обществом.
На этом расширенное заседание Британского Межпланетного Общества завершилось.


Так начался наиболее детальный проект межзвездной экспедиции под названием "Дедал" (project DAEDALUS). "Дедал" и поныне остается единственным тщательно проработанным проектом исследовательской экспедиции к другой звезде. Более того, "Дедал", фактически, стал базовым, эталонным проект звездолета, с которым впоследствии вольно или невольно сравнивались все остальные идеи подобного рода.

Александр Семенов


___________________________________________ [ < ] [ вверх ] [ оглавление ] [ > ]


Оптимизирован под Internet Explorer 1024X768
средний размер шрифта
Дизайн A Semenov



Hosted by uCoz