ГРИЗОНТ
в_о_з_м_о_ж_н_о_г_о______________________________________
[ оглавление ]
ЗАЧЕМ МЫ СТРЕМИМСЯ ВО ВСЕЛЕННУЮ?
Какую цель преследует человечество, осваивая космическое пространство? Казалось бы, вопрос ясен: космические полеты служат решению многообразных научных и практических задач. Среди задач научных- исследование Земли, околоземного пространства, Луны, ближних и дальних планет, звезд, галактик... В числе задач практических- обеспечение связи, навигации, прогнозирования погоды, разведка полезных ископаемых, оценка урожаев, обнаружение лесных пожаров...
В стремлении все полнее решать эти и другие задачи все основательнее будет проникать в космос сам человек. Вместе с тем вопрос о глубине его проникновения в космическое пространство и характере расселения там вызывает наибольшие споры и нередко служит предметом разнообразных спекуляций.
«Переселение в космос позволит нам жить, как мы жили в доисторические времена»,- полагает Фримен Дайсон, известный физик-теоретик, профессор Принстонского института перспективных исследований, статью которого мы перепечатываем из «Бюллетеня ученых-атомников» (США). В будущем, по его мнению, на отдаленных кометах и астероидах возникнут небольшие города-государства, подобные древним Афинам и средневековой Флоренции.
«Историю нельзя повернуть вспять. Космос должен служить прогрессу»,- возражают ему советские ученые - один из пионеров космонавтики, доктор honoris causa Академии наук СССР, лауреат международных премий по астронавтике А. Штернфельд, старший научный сотрудник Института космических исследований АН СССР Ю. Тюрин и кандидат технических наук О. Андреев.
|
|
Ф. Дайсон
Назад... в космос!
Когда Колумб отправлялся в плавание по Атлантике, он знал, что ему предстоит совершить нечто великое, но не знал, что же именно. Такая же ситуация сейчас с космонавтикой. Все, что говорят в оправдание космических полетов и что я сам собираюсь сказать в этой статье, вполне может оказаться не меньшим заблуждением, чем доводы Колумба в пользу своего плавания на Запад. Важно, что он поплыл на Запад и что в наше время человек проник в космос. Истинные исторические последствия подобных событий становятся известными лишь много позднее. Мне лично космонавтика представляется самой светлой надеждой на непроглядно темном фоне будущей судьбы человечества.
Я не вижу необходимости во всеобщем согласовании конкретных целей в космосе до той поры, пока мы не совершим что-либо выдающееся. К тому же я не верю, что мы сможем ликвидировать причину существующих разногласий и выработать приемлемый для всех порядок очередности целей в космосе. Я считаю естественным и правильным все дальше проникать в космос, спотыкаясь и не понимая, зачем это нужно. Вера в космонавтику как в главный фактор решения человеческих проблем подразумевает очень далекую перспективу...
Я пришел к выводу, что человеческие существа предпочитают действовать в довольно мелких группировках.
Почти всем нам известно счастье, которое доставляют общие усилия. Наша молодежь дезориентирована по той причине, что она больше не вовлекается в общественную деятельность семьи или деревни по севу и уборке урожая, строительству изгородей и рытью каналов. Наши юнцы, которые курят различные снадобья, единогласно заявляют, что дело не в наркотиках самих по себе, а в том товариществе, которое порождает курение. А чтобы товарищество стало настоящим, должны существовать и внешние враги-полиция, родители, власти,-чтобы было кому бросить совместный вызов.
По-моему, национализм и расизм имеют, в конце концов, тот же источник, что и конфликт между поколениями. Все мы испытываем психологическую потребность чувствовать себя отождествленными с группой, предпочтительно не слишком большой, имеющей общую цель и общего врага. Страны вроде США стали уже слишком велики для выполнения этих условий существования групп.
Малые группы имеют преимущества и с генетической точки зрения. Когда мы перечисляем наиболее творческие периоды человеческой истории, придерживаясь той христианско-европейской традиции, с которой большинство из нас знакомо, мы неизменно упоминаем Иерусалим VIII века до нашей эры, Афины V века до нашей эры, Флоренцию -XIV века нашей эры. И в каждом случае мы имеем город, размеры которого едва превосходят размеры современной деревни. Учитывая малочисленность населения такого города, мы получаем удивительно большую концентрацию интеллектуальных достижений за сотню лет. В каждом случае вспышка гения следует за длительным периодом, в течение которого город существовал даже с уменьшенным населением, достаточно изолированно от соседей и враждуя с ними непрестанно.
Все мы, конечно, понимаем, что не можем вернуться обратно и средние века или в классическую Грецию, как бы нам этого ни хотелось. Против исторических сил племенной замкнутости работают три великие силы новейшей истории-вооружение, рост народонаселения, а также загрязнение отходами. Все эти угрозы требуют объединения человечества.
Никогда уже не будет на нашей планете незанятых земель, плодотворной культурной изолированности, свободы от бюрократии, свободы для человека забываться или чувствовать себя в своей стихии, самим собою. Не вернуть этого на Земле. Но как насчет того, чтобы вернуть это где-нибудь еще?
Я уверен, что космонавтика может решить многие из этих роковых для человечества проблем. Если так, то остается только один вопрос: «Когда?»
По моим предположениям, через 50-100 лет будут осуществимы космические перевозки, сравнимые по объему и стоимости пассажирских мест с нынешними межконтинентальными полетами реактивных лайнеров.
Перейдем теперь к обсуждению конечных целей и намерений. Зачем столько людей ринется путешествовать по космосу? И к чему хорошему все это приведет?
Я убежден, что завоевание человечеством космического пространства принесет нам пользу главным образом в трех отношениях: в избавлении от отбросов, достижении неуязвимости и возвращении к жизни малыми группами, причем перечисление идет в порядке возрастающей важности.
Если бы человечество навсегда было приковано к Земле, то едва ли оно могло бы решить проблему загрязнения. Многим промышленным процессам свойственны загрязняющие отходы. Кроме того, все говорит о том, что при нынешнем темпе развития экономики промышленность за одно- два столетия нагреет биосферу
Земли до недопустимого уровня. Если же средства космической транспортировки станут дешевы и доступны, то, вероятно, будет экономически выгодно выбрасывать в космос многие промышленные отходы.
Я предвижу время, через несколько столетий, когда вся тяжелая промышленность будет базироваться в космосе, когда горнорудные предприятия перекочуют, возможно, на Луну, а Земля будет сохранена как зеленый оазис, к удовольствию ее обитателей.
Если проблема ликвидации отбросов для человека, привязанного к Земле, трудна, то проблема безопасности или неуязвимости фактически неразрешима. Как можно ожидать вечного продолжения жизни на этой незащищенной планете, с ее смертоносными вооружениями, которые год за годом растут и распространяются во все уголки земного шара? В мире, ощетинившемся водородными бомбами, мы можем надеяться выжить, если нам повезет, несколько столетий. Но я не верю, что у человечества есть шансы просуществовать еще 10 тысяч лет, если мы так и застрянем на этой планете.
Человеческий род сделался бы неуязвимым, если бы произошла эмиграция значительного числа людей в удаленные части Солнечной системы. Разумеется, и в этом случае ядерное уничтожение жизни на Земле оказалось бы невыразимой трагедией, при которой могли бы погибнуть 99 процентов человечества. Но один процент- те, которые рассеялись в космосе,-остался бы жив. Им бы выпала доля свершить то, что не успели мы. Возможно, некоторые из них возвратились бы обратно, чтобы снова заселить Землю, после того как радиоактивность спадет.
В любом случае я бы счел утешительной мысль, что человеческая раса станет однажды неуязвимой и что нам предстоит лишь пережить эти смутные одно-два столетия от момента изобретения ядерного оружия до момента, когда границы обитания человека расширятся. обретя космические масштабы.
Третьей и, по-моему, глубочайшей пользой, которую принесет космонавтика человечеству, будет возвращение людей к жизни в условиях малых группировок. Где окажутся все эти люди, когда они пустятся в свой космический вояж? Для научной фантастики стало уже привычным рисовать картины переселения на другие планеты, особенно на Марс. Однако я не думаю, что планеты сыграют главную роль в будущем человечества. Во-первых, они большей частью не приспособлены для заселения. Во-вторых, даже если на них можно жить. они все равно несущественно увеличивают наше жизненное пространство. Если колонизация Марса окажется успешной, то вскоре он станет напоминать Землю со всеми ее неразрешимыми проблемами и хроническими пороками. От земного на Марсе не спрячешься.
Я верю, что будущее человека по-настоящему открывается в далеком от планет космосе, в городах-государствах, плывущих п пустоте, прикрепившись, может быть, к неприметным астероидам, а возможно, и к кометам. Особенно интересны в этом отношении кометы. Специалисты полагают, что на окраинах Солнечной системы их существует от одного до десяти миллиардов. Они слабо притягиваются Солнцем и лишь весьма редко проходят вблизи нашего светила. Каждая из этих комет- богатая кладовая биологически полезных материалов:
углерода, азота и воды. Кометы предоставили бы нам в тысячи раз больше жизненного пространства, чем можно найти на планетах. Более того, как я уже сказал, они предоставили бы нам возможность жить малыми группами в местах, где можно спрятаться и бесследно исчезнуть, оторвавшись от назойливого приставания полицейских и бюрократов.
Космос достаточно огромен, в его просторах всегда на идется место для отверженных и мятежных. В окрестностях Солнца он будет принадлежать могущественным правительствам и кибернетизированной промышленности. В более отдаленных областях людей будут манить открытые границы, как манили они и прежде, особенно представителей гонимого меньшинства, не желающих смириться с гнетом, религиозных фанатиков, преследуемых соседями, непокорных подростков, убегающих от своих родителей, любителей уединения, спасающихся от толпы.
Наверное, важнее всего для будущего окажутся группы людей-экспериментаторов, отправляющихся в космос во имя создания радикально нового человека, превосходящего нас по своим интеллектуальным качествам настолько же, насколько мы превзошли обезьян. Для этого люди должны найти места, где они будут укрыты от всевидящих очей правительств и смогут творить свободно.
Итак, я предвижу, что в итоге космонавтика принесет человеку ту пользу, что однажды откроет ему возможность жить, как он жил в доисторические времена. Я имею в виду расселение малыми группами, в которых возродится конструктивная роль таких человеческих качеств, как преданность клану и чувство исключительности. Ныне эти качества играют главным образом истребительную роль.
В будущем племенной инстинкт лишится разрушительных тенденции национализма, расизма и юношеского отчуждения, найдя удовлетворение в полной опасностей жизни пограничного космического общества. Только по этому пути, я уверен, можно прийти к решению основных проблем нашего века, возникающих из-за разлада между чувством преданности своему племени и нуждами развития всемирной технической цивилизации.
А. ШТЕРНФЕЛЬД, Ю. ТЮРИН, О. АНДРЕЕВ
В космос-ради будущего
История знает немало социальных утопий. Четыре столетия назад английский лорд-канцлер Томас Мор и итальянский мученик монах Томмазо Кампанелла мечтали о самом совершенном социальном строе - о коммунизме. Сегодня, в конце седьмого десятилетия XX века, известный американский физик Фримен Дайсон сожалеет о безвозвратно ушедших временах древнего Иерусалима и Афин, средневековой Флоренции...
Идеалом Мора и Кампанеллы были отсутствие частной собственности, всеобщий труд, общественная организация производства и распределения. Дайсон избирает главным критерием совершенства общества частоту "вспышек гения", "концентрацию интеллектуальных достижений".
Да, мы знаем, что V век до нашей эры был периодом расцвета афинской культуры. В это время жили Анаксагор, Геродот, Фидий, Софокл. Были воздвигнуты Парфенон и Пропилеи, до сих пор составляющие славу Греции. Но это же время совпало с расцветом рабовладения, одной из самых бесчеловечных формаций, какие знала история.
Мы знаем также Флоренцию периода Возрождения. Мы отдаем дань творениям Леонардо да Винчи, Микеланджело, гению Галилея. Но мы отдаем себе отчет и в том, что в XIV-XV веках во Флоренции велась беспощадная эксплуатация ремесленников и рабочих, приведшая к знаменитому восстанию чомпи, что на этот период падает начало тирании Медичи.
Так дают ли нам Афины и Флоренция повод считать, что люди склонны жить и действовать "в довольно мелких группировках"- городах-государствах с размерами, "едва превосходящими размеры современной деревни"?
Дайсон предлагает это как лучший рецепт для культурного прогресса человечества. Тут мы имеем дело со своеобразной этикой, признающей в качестве высшей ценности права "интеллектуальной элиты".
Она в корне расходится с нашей, марксистской этикой, в основе которой лежит принцип равенства всех людей, не признающий исключительных прав "элиты"- будь то аристократия, рабовладельческая или феодальная, будь то капиталисты, будь то даже гении...
Хотя вот что странно: само понятие "гений" предполагает наличие у человека величайшего гуманистического духовного начала. Ни один подлинный гений, мы полагаем, не согласился бы принять в качестве жертвоприношения благополучие десятков и сотен тысяч людей. Однако Дайсон предлагает решить все за будущих гениев, раздробив человечество на мелкие колонии, и готов всю ответственность принять на себя.
Мы ценим утопии Мора, Кампанеллы за те благородные цели прогресса человеческого общества, которые они пытались прозреть сквозь завесу времени, но мы не согласны с теми средствами, которые они предлагали для достижения этих целей. Собственно, средств никаких и не было: Мор первым ввел слово "утопия"- то, чего не может быть. С Фримсном Дайсоном у нас расхождение уже в целях: он пытается найти путь к возрождению любезной ему "племенной замкнутости", мы же мечтаем о том времени, когда все люди, покончив с враждой и разобщенностью, объединятся для решения грандиозных задач.
Выявив столь кардинальное расхождение, можно было бы прийти к заключению, что дальше спорить не о чем. Однако, присматриваясь к статье Дайсона внимательнее, мы видим, что номинально и его, и нас волнуют одни и те же проблемы, хотя по разным причинам.
Мы озабочены такими явлениями, как гонка вооружений, загрязнение нашей планеты производственными отходами, прежде всего потому, что они угрожают жизни и благополучию людей, а вовсе не из-за того, что они угрожают "племенной замкнутости". Поэтому становится целесообразной дискуссия о средствах, с помощью которых можно было бы решить эти проблемы.
Главное средство, как полагает Дайсон,- эмиграция человечества в космос, главным образом на астероиды и кометы. Астероидов в нашей Солнечной системе обнаружено свыше 1700- размером от нескольких сот километров до нескольких километров и менее. Их общая масса, как подсчитано, не превышает тысячной доли массы Земли. То же относится и к кометам- пылеобразным скоплениям вещества. Масса самой большой из них в сотни миллионов раз меньше массы Земли. О каком "жизненном пространстве" можно тут вести речь?
На окраинах Солнечной системы Солнце представляется небольшой звездочкой и практически не дает никакой энергии. Значит, нельзя рассчитывать, что оно может поддерживать какие-то жизненные процессы. Даже если предположить, что в распоряжении будущих космических колонистов имелись бы необычайно эффективные и компактные источники энергии, то существование цивилизаций на кометах и астероидах при отсутствии атмосферы было бы сопряжено с такими трудностями, которые невозможно даже вообразить: ведь буквально все-кислород, пища, тепло, вода-должно быть искусственным, представлять собой продукты специально налаженного производства.
"Беспредельное жизненное пространство" на деле обернулось бы теснотой индивидуального скафандра, а свобода от "полицейских и бюрократов"- беспредельной зависимостью от техники.
Если даже допустить, что какое-то человеческое сообщество способно в начальный момент адаптироваться к подобным условиям существования, остается вопрос: сможет ли оно сохранить необычайно высокий уровень технической цивилизации, принесенной с собой, будучи изолированным от других сообществ? Тем более что, по убеждению Дайсона, "оптимальная" численность населения такого города-государства должна составлять от 10 до 100 тысяч человек. Мы полагаем, что, скорее всего, столь малочисленная, замкнутая сама в себе цивилизация начнет деградировать, и это будет означать ее гибель. Мы ведь знаем, что на Земле высокий уровень технического развития- удел главным образом крупных держав или же стран, сделавших ставку на внешние связи.
В любом случае колонизации комет и астероидов должно было бы предшествовать заселение планет: ведь на Уране, Сатурне, Нептуне сила притяжения практически такая же, как на Земле. На других планетах, за исключением Юпитера, она меньше, но тем не менее вполне достаточна для длительного пребывания человека. Этого нельзя сказать ни об одном астероиде или комете. Но на планетах люди столкнулись бы с теми же проблемами, что и на Земле, если бы они к тому времени не научились их решать.
Но может быть, действительно бежать от угрозы атомного уничтожения сможет некоторая, незначительная часть человечества, которая после возможной катастрофы на Земле по прошествии некоторого срока вернется, чтобы восстановить жизнь на этой планете?
Однако и это совершенно нереально. Слишком не совпадают две шкалы времени. Понадобится, вероятно, по крайней мере несколько столетий, чтобы посланцы Земли обрели способность хотя бы небольшой период существовать на иных планетах автономно, не используя Землю как базу. Между тем нет никаких оснований считать, что угроза катастрофы будет нависать над людьми вечно. Чтобы выжить, человечество должно поторопиться с разоружением.
Как видим, бегство в космос от важных проблем, стоящих перед человеческим родом, абсолютно исключается.
С большим успехом можно было бы, пожалуй, рассчитывать отсидеться в бомбоубежищах здесь, на Земле. И кое-кто рассчитывает на это. Строятся фамильные бункера... Но так и хочется сказать- фамильные склепы.
Идея бегства - под землю, в космос, куда угодно,- фальшивая сама по себе, вредна еще тем, что демобилизует человеческую волю, отвлекает от выполнения долга, уводит в сторону с единственно реалистического пути преодоления опасности, который заключается в общественной и социальной активности, направленной на борьбу за мир. Наш долг- смотреть опасности в лицо, заботиться не о том, чтобы выжить самому, семье, одному проценту человечества (кстати, кто войдет в этот процент- опять "элита"?), а чтобы уберечь от беды все человечество.
Угроза загрязнения Земли отбросами, угроза перегрева атмосферы, вообще псе нежелательные побочные следствия научно-технического прогресса конечно же несоизмеримы по своему значению с угрозой военного уничтожения человечества. Но и их нельзя сбрасывать со счетов.
Возможно, что со временем будет найден удобный способ удаления в космическое пространство некоторых вредных отходов, образующихся на Земле. Но все это как раз упирается в вопрос: когда? Сейчас, пожалуй, в тысячу раз выгоднее закрыть любое промышленное предприятие, чем наладить транспортировку в космос хотя бы части его производственных отходов. Когда же это станет выгодным и возможным, опасаемся, будет уже поздно... Земная природа в самом деле, как все мы знаем, стремительно разрушается.
Значит, и эту важную земную проблему мы должны решить земными способами.
И сам тот факт, что люди разработали огромное число самых различных способов очистки- механических, химических, биологических,- свидетельствует, что они давно отдают себе отчет об опасности загрязнения. Важно теперь осознать, насколько эта опасность становится велика.
Разумеется, все, что мы сказали, не означает, что космонавтика не в состоянии влиять на наши земные дела уже теперь. То обстоятельство, что с началом освоения близлежащего космоса связано заключение ряда мирных договоров, например договора, запрещающего использовать космическое пространство в военных целях, в конце концов говорит о том, что люди осознают свою общность хотя бы перед лицом космоса.
От мирных акций в области космонавтики должна протянуться ниточка к подобным же соглашениям и в других областях.
Покорение космоса- одно из величайших деяний человеческою рода. Он вступил на порог Вселенной с сознанием своего могущества и жаждой созидательной работы. Но дальше, чтобы не распыляться, он должен поставить перед собой определенные цели, наметить их очередность. Дайсон полагает, что делать это излишне.
Ход его рассуждений напоминает программу одного философа, приведенную в сборнике "Физики продолжают шутить": "Мы не знаем, куда идем и как собираемся туда добраться, но в одном мы уверены- уж когда доберемся, то обязательно будем там. И это уже значит кое-что, даже если там ничего и нет".
Как это ни парадоксально, первая цель в космосе- Земля. Вероятно, на долгие годы она останется главной. Службы связи, погоды, геологической разведки уже теперь получают помощь от космонавтики. Но это лишь начало. В будущем космические пути послужат для перевозки пассажиров и грузов. Мощные космические ракетопланы, способные летать в атмосфере и вне ее, при необходимости использующие в качестве перевалочных пунктов орбитальные станции, соединят регулярными и оперативными сообщениями различные уголки Земли.
Напомним, что говорил по этому поводу в 1961 году, вскоре после полета Юрия Гагарина, академик Сергей Павлович Королев: "Космос в будущем- это, во-первых, транспорт. Сейчас до Австралии 12 часов лету. А через космос- тридцать минут. Ну пусть не тридцать минут, а час: учтем взлет и торможение без особых перегрузок..."
В многократном использовании космических аппаратов как раз и заключен главный способ удешевления полетов.
Известно, какой огромный ущерб населению Земли ежегодно приносят наводнения, ураганы, лесные пожары. Засуха и нашествия саранчи уничтожают урожай на громадных территориях, вызывая голод. Рано или поздно, мы полагаем, возникнет всемирная космическая служба борьбы со стихийными бедствиями. Не только оповещение, но и активное воздействие на атмосферные течения, очаги пожаров и наводнений, полчища насекомых станет уделом такой службы.
Эта работа, "полная опасностей", даст простор приложению сил не "расистов" и "националистов", но отважных молодых людей, жаждущих служить человечеству.
Не исключено, что со временем на орбитальных станциях разместятся специальные производства, требующие глубокого вакуума. Столь дорогостоящий на Земле, в космосе он окажется бесплатным. Бесплатной будет и энергия солнечной радиации. Космические электростанции, использующие ее, станут поставлять электроэнергию для всевозможных "космических предприятий".
Орбитальные станции когда-нибудь найдут применение для лечения некоторых категорий больных, требующих комплекса специфических условий. Терапия невесомостью, полная изоляция пациента от земных микроорганизмов станут обычными для медицины приемами...
Многое из сказанного относится и к Луне- естественной орбитальной станции, обращающейся вокруг Земли. Вакуум, солнечная радиация, низкие температуры есть, как известно, и на ней. Плюс к тому- различные ценные руды, а возможно, и минеральное топливо. Промышленные предприятия, сначала небольшие, работающие автоматически или управляемые периодически сменяемыми операторами, появятся на ней, возможно, уже в ближайшее столетие.
Все это, как понимает читатель, потребует объединенных усилий всего человечества. Суммируя накопленный опыт и оценивая перспективы, мы еще раз приходим к выводу, что космос не арена для состязаний, а сфера, требующая приложения соединенных усилий на благо
человечества.
Теперь о других целях. Конечно, человек побывает на всех планетах Солнечной системы, посетит иные кометы и астероиды. Но вряд ли он поселится где-либо за пределами Земли. Он неизменно будет возвращаться на нее.
Либо же он совершит переселение в столь отдаленном будущем, что заглянуть в него мы не имеем никакой возможности. Мы не в состоянии сейчас предвидеть ни причины, ни цели, ни способы такого переселения. И, значит, опять на вопрос: "Когда?"- мы, желая остаться в рамках прогнозирования, а не гадания, с полным правом можем ответить: "Никогда!"
...Известный французский утопист Этьен Кабе писал в прошлом веке в своем "Путешествии в Икарию": "Если принять во внимание богатства, которыми благодетельная природа одарила в такой огромной мере человеческий род, и понимание или разум, который она ему дала, чтобы этот разум служил человеческому роду орудием и руководителем, невозможно допустить, что судьба человека- быть несчастным на этой земле". Сейчас в подтверждение справедливости этих слов можно сказать, что, выйдя в космос, человек разумный сделал еще один шаг к тому, чтобы, оставаясь по-прежнему "на этой земле", не быть несчастным на ней.
__________________________________________________
[ вверх ] [ оглавление ]
Оптимизирован под Internet Explorer 1024X768
средний размер шрифта
Дизайн A Semenov
|
|
|